Воспитатель старшей группы компенсирующей направленности Топтыгина Яна Николаевна
Консультации по тему "Доброта и вежливость"Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 пос. Октябрьский МО Ейский район
Консультация для родителей "О доброте и вежливости".
«…Придумано кем — то просто и мудро При встрече здороваться и говорить: «— Доброе утро! Солнце и птицы! — Доброе утро! — Улыбчивым лицам!» И каждый становится, добрым, доверчивым. Вежливый, добрый воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих. Такой малыш всегда поблагодарит за малейшую услугу, поможет по мере сил и, уж конечно, никогда не закричит и не устроит истерику! Для того, чтобы научить ребенка вежливости и доброте, нужно приложить немало усилий. Да и понятия о вежливости у всех родителей разные. Вежливость – соблюдение правил приличия. Вежливый, добрый ребенок, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Правила поведения в обществе и дома Надо говорить: Утром: «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь? » За завтраком, обедом, ужином: «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно». Во время общения: «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения». После тихого часа: «Как спалось? », «Как твое здоровье? » Вечером: «Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов». Секреты воспитания вежливого доброго ребенка. Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы ведете себя: деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям и знакомым; никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и не применяете в целях воспитания физические наказания; не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка; предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, высказываете их в отсутствии ребенка; предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к себе; уважаете достоинство ребенка, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано» и др; - не забываете сами чаще говорить вежливые слова «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь» и т. д., тогда и ребенок будет следовать вашему примеру; часто используете похвалу; правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю. Чтобы научить ребенка вежливости, необходимо, прежде всего, сформировать у него представление о базовых правилах поведения в обществе.Если базовые правила поведения в обществе не привить ребенку с раннего детства, потом будет очень сложно наверстать упущенное и научить ребенка вежливости. Если Вы не хотите, чтобы Ваш малыш стал невоспитанным подростком, а затем и взрослым – начинайте учить ребенка вежливости с раннего возраста. Вежливое общение с окружающими. Чтобы научить ребенка вежливости, Вы должны добиться того, чтобы малыш сам захотел произносить все вышеперечисленные слова. Истинная детская вежливость – в глубинном понимании смысла и цели вежливого обращения. Тут не подойдет классическая зубрежка «вежливых слов». Малыш просто не должен позволять самому себе общаться с окружающими невежливо. Маленькие дети часто перебивают друг друга и взрослых, встревают в разговор, что тоже является проявлением невежливости. В этом случае не нужно грубо одергивать малыша – ведь с Вашей стороны это также будет невежливо. Лучше скажите: «Я хотела бы закончить. Давай, я договорю, что хотела, а потом ты обязательно выскажешься». Желая научить ребенка вежливости, не отвечайте грубостью на грубость, не говорите постоянно ребенку, что он невыносимый, грубый и невежливый. В этом случае малыш на самом деле будет изо всех сил стараться вести себя так, чтобы соответствовать Вашим характеристикам. Научить вежливости ребенка раннего возраста с помощью пространных объяснений достаточно тяжело. Специально для этого психологи советуют заинтересовать малыша в употреблении «волшебных слов». Сделать это можно с помощью обычной игры – например, «Путешествие в Страну Вежливости», где малышу будут предложены различные игровые ситуации, в которых нужно будет тренировать употреблять те или иные «волшебные» слова. По ходу игры ребенку будет легче запомнить и сами слова, и причину их употребления. Спустя некоторое время употребление «волшебных» слов просто войдет в привычку у ребенка. Как научить ребенка чуткости? Пытаясь научить ребенка вежливости, очень важно научить его чуткости. Простого знания и умения применять «волшебные» слова в повседневной жизни недостаточно. Ребенок должен чувствовать другого человека и понимать, что ощущает этот человек в связи с какими-то поступками ребенка. Например, стандартный пример конфликта в песочнице. Два мальчика (скажем, Коля и Андрей) не поделили солдатика и Андрей толкнул Колю. Коля расплакался и начал прогонять Андрея из песочницы. Андрей подбежал к маме и пожаловался на то, что Коля не хочет с ним играть. Мама, не разобравшись в ситуации, лишь отрешенно сказала: «Ну, пойди поиграй с Сережей. Он как раз вынес новую машинку». В этом случае мама допустила роковую ошибку, по сути убедив Андрея в том, что чтобы не чувствовал Коля, его вины здесь нет. Неудивительно, если в следующий раз Андрей снова допустит подобную ситуацию, мотивируя это тем, что он всегда прав, а чувства других его не касаются. Пытаясь научить ребенка вежливости, необходимо дать ему понять, что каждый человек бывает не прав. И нужно уметь просить прощения за свои неверные поступки. Причем извинение не должно говорить о том, что ребенок плохой. Извинение – это лишь показатель того, что он не прав и сожалеет об этом. И совсем необязательно, что человек, перед которым Ваш ребенок извиняется, потом будет относиться хуже к нему. Научите ребенка чуткости. Чуткости можно научить ребенка, объяснив ему, почему нужно уступать место в общественном транспорте пожилым людям, почему нужно делиться конфетами с домочадцами и т. д. Фразы могут быть такими: — «Бабушкам и дедушкам тяжело стоять, у них болят ножки»; — «Конфеты, наверное, вкусные – мама и папа тоже хотят попробовать. Не хочешь угостить нас? ». Еще несколько эффективных способов научить ребенка вежливости: — показывайте ребенку мультфильмы, в которых вопросам вежливости уделяется особое внимание, — подбирайте книжки, которые учат вежливости, и обращайте внимание ребенка на эти моменты, — следите за своим поведением: в Вашей семье все должны обращаться друг к другу в доброжелательном тоне, употребляя вежливые слова и проявляя чуткость друг к другу, — хвалите ребенка, когда он поступает правильно и проявляет вежливость в то или иной ситуации, — напоминайте ребенку о том, для чего нужна вежливость – ведь в цивилизованном мире жить намного приятнее, чем в том, где все друг с другом ругаются. "Если ДОБРОТА живет на свете- Радуются и взрослые и дети!" Спасибо за внимание! Консультация для родителей "Поговорим о доброте" Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки. Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». · Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты. · Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям. · Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях. · Отзывчивость – готовность помогать другим людям. · Совесть – нравственная ответственность за свои поступки. · Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль. · Благородство – высокая нравственность, самоотверженность. · Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения. Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой. Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист. Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром. Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты. Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание ребёнка, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась». Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если ребёнок замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, ребёнок захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны. Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться. Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х лет мало что понимают и ничего не запоминают. Как раз в этот период все их существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила. Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания. Необходимо общаться с ребенком: ·Рассказывайте ему придуманные вами сказки о добрых людях. ·Вместе посмотрите добрые мультфильмы. ·Чаще читайте поучительные народные сказки с последующим их обсуждением. ·Учите ухаживать за животными, читайте книги о них, смотрите фильмы с их участием. ·Не учите давать сдачу. Это учит агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами. ·Научите ребенка помогать в домашних делах. ·Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие. Советы родителям в воспитании детей 1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении. 2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу. 3. Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг. 4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же. 5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности. 6. Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым. Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делиться с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вежливость воспитывается вежливостью» Дошкольный возраст – это период интенсивного овладения ребенком речью. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», т. е. подражая близким. Поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную речь, но и вежливую, соответствующую правилам этикета. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни и даже тогда, когда Вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми, говорите о других людях, как вы смеетесь и радуетесь с друзьями, читаете газету, - вс это для ребенка имеет большое значение». (А. С Макаренко) Если понаблюдать за тем как между собой общаются дети, без труда можно заметить тех, кто не говорит, а кричит, безусловно подражая кому-то из взрослых. А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку не в форме приказания, а с просьбой и, употребляя слово «пожалуйста», благодарите его, высказывая свое одобрение по поводу проявленной им вежливости, извиняетесь перед ним, если были неправы? А ведь это так важно для маленького человека, когда с ним общаются на равных. Не надо спешить отмечать «дурное» в поведении ребенка, ведь он только начинает постигать азы этикета и нуждается, как в вашем одобрении, так и в положительных примерах правильного вежливого поведения и культурной речи. Выражения: «Здравствуйте», «Доброе утро», «До свидания», «Спокойной ночи», «Спасибо», «Пожалуйста» и другие – должны быть обязательными составляющими речевого этикета ребенка. «Волшебное слово» - это выражение должны как можно раньше усвоить дети. Но все ли им пользуются? Напоминайте ребенку о волшебной силе слова «пожалуйста». Неплохо приучить ребенка быть вежливым при посещении общественных мест. А поступаете ли вы так сами? Ведь слова приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад. Постарайтесь приучить ребенка спрашивать разрешения всякий раз, когда ему нужно взять вещь, принадлежащую другому члену семьи или сверстнику, употребляя при этом вежливое слово «пожалуйста». Ведь спрашивая разрешения, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека, а вежливая форма почти всегда гарантирует успех. Сколько детских конфликтов может быть предупреждено, если вовремя воспитать у ребенка привычку просить разрешения. Речевой этикет также предписывает правильное общение. Важно научить ребенка слушать говорящего, не перебивать его. Но все это вы должны показать своим примером, как в отношении других людей, так и в отношении к ребенку, не смотря на то, что «он ещ мал». Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит мило. Но к четырехлетнему возрасту необходимо научить ребенка обращаться к взрослым на «Вы» и называть взрослых по имени и отчеству. А как вы обращаетесь к людям, старше вас по возрасту? Да! Да! Именно ваш личный пример является самым верным и самым мощным средством воспитания речевого этикета у вашего ребенка. Еще одним средством является художественная литература. Читайте ребенку сказки, произведения художественной литературы и обязательно беседуйте о прочитанном, подчеркивая особенности речевого этикета и поведение персонажей, как положительное, так и отрицательное. Освоение ребенком речевого этикета в доступной его возрасту форме, повышает культуру его речи, учит быть вежливым. Постарайтесь не упустить это важное звено в жизни вашего ребёнка 18 сентября 2019 в 09:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.